Вопрос: "Янов говорит, что человек отталкивает жизнь из-за неких химических соединений... Меня спросили: если в человеке присутствует это “нет”, а разрушительное умонастроение представляет' собой совокупность неких химических веществ, тогда как саньясинам сказать “да” существованию, любви, радости?" Ошо: Этот момент очень важно понять. Я принимаю идею о том, что несчастье, боль, тревога, страх создают в теле определенные химические соединения. Любовь, радость, блаженство, экстаз, безмолвие, покой - все это также производит радикальные химические и психологические изменения в вашем теле и уме. Но ни Янов, ни задавший мне этот вопрос саньясин не понимают, что медитация - это не попытка заставить вашу химию, которая готова твердить “нет”, наконец-то сказать “да”. Медитация просто игнорирует ум, обходит его стороной, выходит за его пределы. Стоит вам превзойти ум, и вы приобретаете могучие силы. В этом пространстве за пределами ума вы уже никогда не чувствуете боль. Блаженство - это сама атмосфера за пределами ума. Если человек коснулся чего-то запредельного, тогда он приобретает новую силу. Он может сказать “да”, хотя химия его тела говорит “нет”. Тело - это слуга. Просто пробудите своего хозяина, и тогда тело станет слугой, ум должен служить вам. Стоит найти хозяина... а он не бывает негативным, у него иная природа. Вы по своей сути создания творческие. Вы берете начало во вселенском творчестве, вы рождаетесь из творчества. Вы его часть, и вы до сих пор соединены с ним. Вы не сможете прожить ни секунды без этой связи. “Да” можно сказать, тогда ум со всей своей химией замолкнет. Перед хозяином у него нет силы. Вся эта энергия исходила от хозяина, но хозяин спал, а теперь он проснулся и не хочет поддерживать разрушение, смерть. “Нет” представляет собой смерть, а “да” - это пульс жизни. Поэтому я не говорю, что ваш ум должен говорить “да”. Ничего подобного, я просто говорю, что вы должны выйти за пределы ума, укорененного в “нет”. Стоит вам превзойти его, и уже не возникнет вопрос произнесения “да”, поскольку вы и есть “да”. Само ваше естество - это не что иное, как вся полнота приятия, с благодарностью. В результате возникает подлинная молитва. Остальные молитвы - в синагогах, церквях, храмах, мечетях - это просто копии. Оригинал пребывает в вас, и у него нет слов. Это абсолютная тишина, но она в полной мере позитивная. Воцарилось безмолвие, но оно наполнено музыкой. Эта тишина источает аромат, лучится светом. Когда вы погружаетесь в свое подлинное естество, ум кажется вам сущей мелочью... Он начинает вилять хвостом. Не нужно хватать ум за хвост, потому что он, как собака, может начать лаять. Даже у собаки есть свое достоинство. Она виляет хвостом, потому что способна на это, у нее есть свобода самовыражения! Вы хватаете ее за хвост и треплете ее. Она начинает лаять: “Ты ведешь себя по хамски. Ты переходишь все рамки дозволенного поведения, нарушаешь границы чужой территории”. Я не хочу, чтобы вы вмешивались в работу ума. Вот уже тридцать лет я учу одному и тому же: не вмешивайтесь. Просто будьте свидетелями, наблюдателями свыше. Для того чтобы вмешаться, вы должны присутствовать в самом уме, должны бороться с ним. Но вам не нужно бороться, вмешиваться. Вам нужно просто быть отстраненными. Вы стоите на залитой солнцем вершине. Ваш ум находится в темной долине. Благодаря вашей большой силе ум естественным образом подчиняется вам. Вам не нужно отдавать ему приказания. Он понимает ваше новое состояние пробуждения. Вы можете сказать “да”, но вам придется погрузиться в медитацию. Благодаря уму вы можете выдавить “да”, но оно будет поверхностным, лицемерным, навязанным. Подспудно будет по-прежнему звучать “нет”, которое будет более сильным, и со временем оно вытеснит “да”. Пусть “да” снизойдет свыше, из более значительного источника энергии. Ум сам собой последует за вами, и тогда вы увидите красоту и благодать. Когда ум говорит из ясного понимания (поскольку хозяин бодрствует, теперь ум не может вести себя по-прежнему)... Когда ум из ясного понимания говорит “да”, он прекрасен. Мастер дзен Хотей был довольно странным человеком... Он был замечательным, добродушным, но несколько эксцентричным. И эта эксцентричность придает его жизни особую изюминку. Его жизнь не скучная, не серая, а полная высокого смысла. У него была привычка, и он нарушил ее только раз - каждое утро сразу после пробуждения восклицать: “Хотей! Ты еще здесь?” А потом он сам же отвечал себе: “Да, хозяин”. “Хорошо”, - удовлетворенно говорил Хотей. Ученики полагали, что их мастер немного не в себе. Он не раз спрашивали его: “Почему вы так поступаете?” Он объяснял: “Когда-нибудь я проснусь, а Хотея не будет. Хотей - это мой послушный слуга. Он служит мне всегда: на белой и черной полосе жизни. Первым делом я хочу выяснить, остался ли Хотей. Когда он отвечает: “Да, хозяин”, я чувствую прилив сил для нового рабочего дня. В его отклике звучит красота, благодать”. “Но никого же нет, - недоумевали ученики. - Вы ведете диалог с самим собой. Вы задаете вопрос - и сами же отвечаете на него”. “Внешне кажется, что так оно и есть, - согласился Хотей. - Но в действительности, дело обстоит иным образом. Я изнутри спрашиваю Хотея, здесь ли он, и именно мой ум отвечает: “Да, хозяин”. Вопрос и ответ приходят из разных источников”. Лишь однажды Хотей нарушил свою привычку... в день своей смерти. Он открыл глаза, и его ученики удивились. Он придерживался привычки длиной в жизнь, поэтому ученики сами давно привыкли слушать его утренний диалог. Но на этот раз чего-то явно недоставало. Что случилось? Хотей промолчал. Тогда ученики спросили его: “Мастер, вы забыли о своей привычке? Вы не спросили, здесь ли Хотей. Наверно, у вас от старости случаются провалы в памяти”. Хотей засмеялся и ответил: “Я ничего не забыл. И я не могу постареть, потому что я вечно молод. Я не задаю рутинный вопрос, потому что не хочу поставить Хотея в неловкое положение”. “Мы не понимаем, - недоумевали ученики. - Что вы имеете в виду?” Хотей пояснил: “Дело в том, что сегодня Хотей не может сказать: “Да, хозяин”. Сегодня я умру. Вообще-то, я умер ночью, просто мне удалось сохранить дыхание до утра, чтобы увидеть вас в последний раз. А вы, возможно, увидите меня впервые”. Мастер Хотей закрыл глаза и сказал: “Хотей, теперь мы можем уйти” и сам отозвался: “Да, хозяин. Я был готов уйти еще ночью, нам пора”. Вы видите красоту эксцентричного поведения Хотея? По сути, оно лишь кажется эксцентричным, а в действительности, это самое здоровое поведение. Ошо 💞 "Проповедь на камнях"

Теги других блогов: психология